Консультации октября

Младенцы, которым родители читают вслух, с удовольствием слушают голос родителей и радуются.
Большинство родителей, которые начали читать детям ещё с  момента их рождения ( а иногда и до рождения,  во время беременности), продолжают читать вслух и спустя несколько лет. Как правило, такие дети и сами в дальнейшем много читают.

Чтение даёт новорожденным возможность постоянно слышать человеческую речь. Ведь для того, чтобы ребёнок научился говорить, он должен слышать, как с ним разговаривают окружающие его люди.
Чтение так же помогает успокоить малыша.
Читать вслух малышу можно не только детские сказки и стихи. Новорожденный ребёнок ещё не понимает значения слов, поэтому вы можете читать то, что нравится вам. Главное делать это с удовольствием и интересом, ребёнок поймёт ваше настроение и будет внимательно слушать. 

Когда малыш немного подрастёт, ему будет интересно держать книгу в руках (для этого лучше брать книгу для малышей, из плотного картона), может постучать ею, попробовать на вкус. Не переживайте о том, что ребенок небрежно относится к книге, со временем он научится ценить и беречь ее.
Примерно с 4 месяцев дети любят слушать ритмичные стишки, совсем небольшие, короткие сказки. Можно вместе рассматривать картинки в книге (они должны быть крупные, без лишних деталей), рассказывать малышу названия изображённых предметов. Даже когда ребёнку 5-6 месяцев, можно начинать играть в игру "А что это? А кто это?". Показывая картинку задавать соответствующий вопрос, и после небольшой паузы отвечать " Это слон. Это девочка" и т.п. При этом важно в течение  какого-то времени брать одну и ту же книгу, тогда,  ребёнок запоминает,  что на какой странице изображено и как бы предвкушает, что будет дальше, и искренне радуется, когда видит знакомые картинки. Конечно, в таком возрасте концентрация внимания очень кратковременна, большинство детей через минуту-две устают.  Так  что,  не перестарайтесь! :)  Хотя есть и такие дети, которые 10 минут,  не отвлекаясь,  могут играть в одну и ту же игру  и слушать одну и ту же сказку.

Упражнения для детей 1-3  лет

Мы ручками похлопаем – Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем – Топ-топ-топ,
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебный самолёт. (руки, согнутые в локтях, перед грудью)
Завели мотор – Ж- ж- ж, ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)
Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
Полетели...(обычно сделав пару кругов по комнате, можно  лететь кушать или мыться)


Хлоп! Раз, еще раз 
Мы похлопаем сейчас. 
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
Пальчик о пальчик тук да тук, 
Хлопай, хлопай, хлопай!
Пальчик о пальчик тук да тук, 
Топай, топай, топай!


По дорожке мы шагаем 
Топ-топ, ножки, топ! 
И в ладоши ударяем. 
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп! 
Ай да малыши! 
Ай да крепыши!


Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг. ("нарисовали" руками круг)


Мы топаем ногами, Топ-топ-топ! 
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп! 
Качаем головой, 
И вертим головой. 
Мы руки поднимаем, 
Мы руки опускаем, 
Мы руки подаем 
И бегаем кругом.


Эй! Попрыгали на месте.(прыжки)
Эх! Руками машем вместе.(движение "ножницы" руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись,поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе.(дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй!(выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?(остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок!(руки на пояс, повернули туловище вправо, правую 
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)


Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, "фонарики")
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки 
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.

 

Сенсорные коробки

Это то, о чем мечтают все дети, но почему-то родители не всегда догадываются об этом. А ведь подарить ребенку тазик счастья очень просто! Так что, сенсорная коробка – это тазик? Может быть и тазик, миска, кастрюля, пластиковый контейнер или деревянный ящик. В эту емкость насыпается (наливается, крошится…) наполнитель, кладутся разные предметы и инструменты. Это миниатюрная песочница, которая не ограничена только песком и пасочками. В домашней песочнице может находится любой наполнитель: пшеница, гречка, овсяные хлопья, пшено, манка, рис (обычный и окрашенный пищевыми красителями), горох, фасоль, чечевица, соль (крупная и мелкая), макароны (ракушки, спиральки, трубочки, цветочки, бантики, алфавит, звездочки и другие), семечки, мука или кукурузный крахмал, кукурузные хлопья, орехи, тесто (соленое и обычное), снег, лед, шишки, желуди, нитки (длинные и порезанные на мелкие кусочки), бумажные салфетки (порванные на кусочки, целые или скомканные в маленькие шарики), песок (сухой и мокрый), лоскуты ткани, варенные спагетти, трава, листья и другие природные материалы, галька и всякие мелкие камушки, грунт, аквагрунт, кусочки поролона, ватные шарики, нарезанная бумага, солома, мыльный раствор, вода, пена для бритья, пуговицы, деревянная стружка.

Помимо наполнителя, в сенсорную коробку кладут другие предметы, с которыми можно играть. Прекрасно подходят мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры, лопатки, ложки, грабли, мисочки, чашки, щипцы, груша для воды, сито, воронка. Важно, чтобы предметов было немного. Лучше несколько раз поменять содержимое сенсорной коробки, чем выдать все предметы разом. Ведь ребенку нужно место, чтобы свободно пересыпать наполнитель, протаптывать фигурками дорожки, в общем, место для свободной игры.

Именно свободная игра так привлекает детей к сенсорной коробке. Можно исследовать свойства наполнителя, наблюдать за пересыпанием (переливанием), находить предметы и закапывать их снова или просто играть в ферму или космос. От родителей только требуется вовремя менять наполнитель, потому что однообразие надоедает. Но нам, родителям, это на руку! Мы можем придумывать сенсорные коробки к праздникам, подстраивать под темы, которые изучаем; использовать новые игрушки и найти применение старым; можем брать её с собой на дачу и на море, а можем просто убирать в коробку остатки макарон и круп, освобождая кухонный шкаф :)

 

От 6 месяцев

Первую коробку вы можете дать малышу, который уже научился сидеть. Положите в неё лоскутки, погремушки, шарики, маленькие мягкие игрушки, пластиковую чашечку. Да что угодно! Главное, чтобы вещи были чистыми, достаточно крупными (у таких масиков есть рефлекс все тянуть в рот), разными на ощупь и, конечно, интересными. В качестве емкости можно взять небольшую пластиковую миску, тазик или неглубокую плетеную корзинку. Цель – дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.

 

1 -2 года

Когда ребенок перестал тянуть все в рот, ему можно давать более мелкие предметы, крупы, песок, тесто. Размер емкости можно увеличить. Обязательно нужно добавить предметы и показать, что с ними делать. Например, насыпать в коробку рис и высыпать десяток кубиков. Пусть малыш достанет их ручкой. Если у него получается это легко, предложите проделать то же самое при помощи ложки или шумовки. Сумел и это? Покажите, как рассортировать большие и маленькие предметы по баночкам. В общем, теперь цель игры – развивать координацию движений и мелкую моторику, а также попутно обучаться различать предметы по размерам, цветам, свойствам. Ближе к двум годам можно создавать в коробке определенную тематику. Например, взять тарелочки, ложки, фигурки домашних животных и накормить их; насыпать в коробку песок, копать ямки и сажать растения; положить в коробку детскую посудку, насыпать разных по размеру и форме круп, макарон и прочих “сыпучек” и готовить суп. Тут есть простор и для родительской фантазии .

 

Старше 2 лет

Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, играть с куклами, уже знает разных животных, персонажей мультфильмов и других персонажей, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке. К тому же ребенок уже многое умеет делать своими руками, поэтому он с удовольствием будет участвовать в создании тематического наполнения сенсорной коробки. Он может выбрать из своих игрушек подходящие к данной игре, собрать на улице осенние листья или гальку на море, придумать, как соорудить забор или холм.