Кризис 7-ми лет

Консультация для родителей «Конец дошкольного образования или кризис 6-7 лет»

« Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научится»

Л.А.Венгер.

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, разнообразен  по своим проявлениям.

Если однажды вы стали замечать, что вашей дочке или сыну вдруг надоел детский сад ,а любимые  игрушки или привычные игры уже не доставляют им такой радости, как раньше, и ведут они себя как-то не так: девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие дружно «забывают» привычно-правильные нормы поведения. Они: то раздражительны, то замкнуты и скрытны, тревожны, либо кривляются, играя роль шута среди сверстников: дрыгаются, дергаются, нарочито хохочут, могут говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты. Конечно, это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Любой кризис – это необходимый этап в развитии ребенка. Через них обязательно проходят все. По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще. Но мальчики переживают кризис семи лет гораздо тяжелее, чем девочки. Именно мальчишки в этот период нуждаются в повышенном эмоциональном внимании, поддержке. В общении с вами? Они стали упрямы, непослушны, некоторые беспокоят взрослых чрезмерной пассивностью, рассеянностью, игнорированием их слов и присутствия. Иногда создается впечатление, что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", "не реагируют". Знакомо? Или превращаются в отчаянного спорщика. Когда в ответ, например, на вашу просьбу закончить свои занятия и идти готовиться ко сну начинают активно возражать, спорить, говорить, что "я уже большой", что вчера ему разрешили и т. п.

Важно помнить: неадекватное, порой даже буйное поведение ребенка – это, как ни странно, признак того, что все идет как надо, что линия поведения родителей выбрана правильно, с полным уважением к растущей личности.

А если относиться к ребёнку так, как будто бы с ним ничего  не происходит? Или давить на ребенка? Ведь этому есть место быть, но вот только надо ли это? Это может привести к весьма неблагоприятным последствиям:  чувству вины, нежеланию учиться, посещать школу, проблемам в общении со сверстниками, высокой тревожности, развитие невроза, тиков, других психосоматических заболеваний. Ваш выбор зависит от того, какую цель вы ставите перед собой: иметь рядом послушное и удобное существо или вырастить полноценную личность! Ясно, что по-старому дети жить уже не хотят. То, что было, их уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: "хочу, но не могу". А значит, начинается ломка старых стереотипов. И как только это приходит – тут же начинается перестройка и "перекройка" отношений с окружающими людьми. Теперь подросшим детям нужны не просто защитники , позволяющие им спокойно доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники, те, которые поведут их дальше, причем такие помощники, которые способны дать то, чего им не хватает – новых знаний.  Появляется новая потребность – в активной умственной деятельности.  Условия роста и развития, в сущности, просты. Природа и Любовь толково и бережно ведут растущего человека со ступеньки на ступеньку вверх по лесенке развития. Вам остается только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребенка, создавая благоприятные условия для этого подъема. Вот и вся родительская задача. Сориентируйте себя правильно. Мамы и папы, бабушки и дедушки, естественно вы уже имеете определенный опыт общения с ребенком в периоды кризиса и знаете, что все эти явления временны, нормальны и, более того, необходимы для его дальнейшего нормального психологического развития.

Важно для родителей:

- Хвалите ребенка за его самостоятельность и активность;

- Прислушивайтесь к  его мнению  по той или иной ситуации, прежде чем критиковать, внимательно выслушайте его. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть доля правды и рациональное звено;

- Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи;

- Вовлекайте ребенка в ситуацию обсуждения различных «взрослых» проблем;

- Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

- Принимайте  точку зрения ребенка и соглашайтесь с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения;

- Обязательно реагируйте на ребенка, отвечайте на его вопросы. Не отмахивайтесь, даже если вы неоднократно отвечали на них;

- Старайтесь быть последовательными в своих словах. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении;

- Показывайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не проявляйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.;

- Ведите с ребенком диалог. Помните, что ребенок в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы действительно можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

 

Будьте семьёй сплоченных оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам под силу. Ведь вы вместе!!!