Мой ребенок не говорит

Консультация для родителей

Мой ребёнок не говорит

Данилогорская Ольга Евгеньевна учитель-логопед МАДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 91

В этой статье хочу обратиться к тем родителям, которые обеспокоены тем, что их ребёнок «вдруг» стал отличаться от своих сверстников: ему 1,5 -2 года, а он молчит.

По наблюдениям специалистов, число таких детей с каждым годом увеличивается. Причина этого заключается или в неправильном воспитании, или в состоянии здоровья малыша.

Вы заметили проблему – это первая ступенька к успеху.

Сравните раннее речевое развитие вашего малыша с нормой развития речи.

Если проблема идёт от вашего малого общения с ребёнком – измените эту ситуацию. Если общение с ребёнком было достаточным – проверьте здоровье малыша.  А для этого необходимы консультации специалистов:

*  невролога

*  детского психоневролога

* отоларинголога

* логопеда

Как быстро заговорит ваш малыш, зависит от тех условий жизни, речевой, предметной среды, которая его окружает. Иногда, родители упускают тот период, когда внимание ребёнка нужно переключить от самого предмета к слову, названию. Рассмотрев новый предмет, убрать его произнося слово без наглядности, поискать в окружающей обстановке предмет по названному слову. Познакомив ребёнка с новым предметом, ищите его по слову многократно. «Где часы? Вот часы. Тикают: тик-тик-тик». А позже старайтесь не реагировать на жест или взгляд ребёнка, моментально угадывая желаемое, а дождаться попытки какого-либо словесного обозначения.

Самое главное – это предметно-практическая деятельность взрослого и ребёнка. Проще сказать – это игра взрослого с ребёнком.

Если задержка речи идёт на уровне лепета, необходимы игры с малышом, выходящие на повторение слов звукоподражаний. Как поёт малыш: УА, УА; как кричит ослик: ИА, ИА; как курочка кудахчет: ко,ко.ко; как гогочет гусь: га, га, га; как ухает сова: ух, ух. Произнося звукоподражания, используйте одни и те же игрушки или предметные картинки. Очень эффективно работает приём «эмоционального заражения» речью через игру с двумя взрослыми, которые на глазах у ребёнка разыгрывают сюжет. Необходимо обыгрывать игрушки, действовать с ними,  привлекать ребёнка к произношению коротких лепетных слов: «Села птичка на дорожку, ищет Машеньку: «Пи-пи-пи»». Ищи Машеньку! Прыг на травку, ищет Машеньку: «Пи-пи-пи». А Маша по дорожке идёт: «Топ-топ-топ». Иди Маша к птичке. Дай птичке водички».  В игру включаются короткие слова: на, кати, Аня, иди, котя, ай, утя , бека … и короткие предложения.

Бывает, когда речь задерживается на уровне предметного словаря, а без слов, обозначающих действия, ни когда не появится фразовая речь. В этом случае важно оречевлять все свои действия и действия ребёнка. Привычные жесты сопровождать словесными обращениями. Включать в игру глаголы в повелительной форме: дай, на, неси, кати, вези, беги, сядь, мой, пой. Например, говорите кукле: «Иди, Аня, иди», «Неси мячик», «Кати мяч», «Мой нос», «Пей сок». И сделать это интересно, эмоционально, увлекательно. Например, дверь открывается, заглядывает заяц. Вы ему кричите: «Иди, Зая, иди!». Если многократно повторите и поиграете со словом «иди», оно появится в речи малыша. Скажи Ане, чтобы она спала: «Спи, Аня!». Скажи Мише, чтобы он катил: «Миша, кати!»

В глаголах повелительного наклонения содержится огромное количество эмоционального заряда, динамики. Они дают возможность не просто играть, а командовать игрушками. И этому нужно учить ребёнка, т.к. как раз эти глаголы первично и возникают в детской речи.

Играя с ребёнком, сидите так, чтобы ребёнок мог «считывать» вашу артикуляцию с губ. Читайте детям короткие стихи А. Барто «Игрушки». Привлекайте к договариванию последних слов в предложении, пусть это будут даже отдельные слоги.

Желаю удачи!