Современные детские, кажется, лопаются от обилия игрушек. Но дети, выпросив очередную забаву, теряют к ней интерес уже через день-два.
Сколько игрушек нужно для счастья и какими они должны быть, рассказала детский психолог Анастасия Борщенкова.
- Часто, скупая все игрушки подряд, взрослые ориентируются на свое детство, в котором не было такого разнообразия, – предупреждает наш эксперт. – Но бывает и так, что взрослые заваливают ребенка подарками в попытке компенсировать отсутствие эмоционального контакта. Мол, видишь, я тебя
люблю, ничего для тебя не жалею. Вот иди и поиграй, а я займусь своими делами.
Родители не могут эмоционально контактировать с ребенком, потому что, когда они сами были детьми, с ними не общались эмоционально их отец и мать. Для них это такой выученный способ любви. На самом же деле важно не количество игрушек, а те взаимоотношения, которые были у ребенка с родителем, пока он был маленький.
- Раньше дети вообще играли в камушки и палочки и вырастали с развитым воображением. А сейчас у ребенка множество возможностей – а ему ничего не интересно...
- И сегодня для ребенка важно уметь играть не только со сложными игрушками, но и с простыми материалами. Строить дом из песка, найти камушки и сделать из них секретики – это действительно помогает развиваться. Например, дети любят прятаться. Делать домики, куда-то залезать, строить шалаши, укрытия. Это очень важно для психики ребенка. Можно купить в магазине готовый раскладывающийся домик и ничего больше делать не надо. А можно предложить сыну или дочке создать этот домик самому. Это подключит воображение ребенка, его пространственное мышление, моторику. Нужно же как-то придумать, как натянуть плед на стулья, а если он будет падать, значит, надо чем-то закрепить.
Это не значит, что, кроме камешков, дошкольнику ничего не надо, когда у его сверстников есть и машинки, и детские телефоны, совсем как настоящие. Мир-то наш сильно изменился, ребенку жить в век новых технологий! Однако если с самого раннего детства все игрушки – высокотехнологичные (нажимай на кнопочки, и она будет кукарекать), это не будет в полной мере развивающей средой. А вот если есть еще и пространство для творчества, это будет хорошо влиять на развитие.
- С какого возраста ребенку можно включать гаджеты?
- Если я – мама и мне нужно 15 минут, чтобы принять душ и прийти в себя, то на это время подойдет и гаджет, чтобы занять ребенка. Важно, чтобы мама была в порядке, в хорошем эмоциональном состоянии. Но надо отдавать себе отчет, что любая игра, не соответствующая возрасту, может
способствовать чрезмерному возбуждению психики ребенка. У малыша трех-четырех лет еще только формируется эмоциональная сфера, он не способен контролировать собственные внутренние импульсы. Есть детки более спокойные, которым просмотр мультиков не навредит, а есть дети, которых точно не стоит перевозбуждать. Это касается и телевизора, и излишних стимулов вообще. Некоторые дети из-за того, что увидели за день много людей, не могут заснуть от перевозбуждения. Главное, себя не обманывать: если я даю ребенку планшет в полтора года, то не для того, чтобы он развивался, а для того, чтобы я – родитель – мог выдохнуть. Это не полезно, но это вариант, на случай, если очень устали.
Вопрос – ребром: Так сколько надо?
На этот вопрос у специалистов нет однозначного ответа. Нельзя сказать: «Купите две погремушки, кубики и пять машинок – и достаточно». У ребенка могут быть разные интересы, разные потребности. Но детские психологи, если прижать их к стене настойчивыми вопросами, говорят, что можно ориентироваться на следующие цифры. У детей до трех лет игрушек каждого типа может быть по 1 – 2 штуки, не больше (то есть: две погремушки, не больше двух кукол, двух машинок и т. д.). При этом одновременно в поле зрения малыша не должно быть более 15 разнообразных игрушек. Все, что
свыше этого количества, убирайте. И доставайте другие вместо кукол-погремушек, с которыми ребенок уже наигрался. Обратите внимание: считаются те игрушки, которые могут оказаться в поле зрения ребенка в один момент. То есть для ванны это может быть отдельный комплект, как и для улицы.
Как быть с конструкторами из десятков деталей? Во-первых, для младшего возраста они должны иметь крупные фрагменты. Во-вторых, их рекомендуют держать сложенными в коробку, ящик, мешок, доставать на время игры и затем убирать обратно. Не покупайте конструкторы на вырост! Конструктор целиком считается за одну единицу. И правило «не больше двух» к нему также применимо.