Роль сказки в жизни ребенка

"Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. "

В. А. Сухомлинский

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Следует помнить, что для чтения сказок следует подбирать «нужное» время, т.е. время, когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, например, перед сном, когда есть время поговорить, поразмыслить, ведь, как известно, при засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции. После прочтения сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.

Сказки — необходимый этап в развитии ребенка. У детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая «картотека» жизненных ситуаций. Такие дети легче находят выход из сложившихся ситуаций, больше заряжены оптимизмом.

Отмечая роль детских сказок в развитии малыша, стоит сказать о том, что сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, помогают развивать логическую связную речь. Кстати, очень важно делать речь малыша красивой, образной, эмоциональной – и в этом также может помочь сказка. Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку, мысли и чувства, вызванные ею, не угасают после того, как повествование закончено; они проявляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании.

В  сказках всегда противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они позволяют понять ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем бывают несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашей жизни, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.Слушая сказки, дети невольно так или иначе переносят их на свою собственную жизнь и находят определенное сходство. Они стараются воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!».

Для младших дошкольников подойдут простые короткие сказки о животных – «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Курочка Ряба» и т. п. При анализе персонажей, малыш 3-4 лет скорее всего будет оперировать емкими и общим и категориями – «хороший» – «плохой», «злой» – «добрый», старайтесь постепенно в ходе тематических бесед расширить взгляд ребенка на личность человека, научить различать дурные, ошибочные поступки положительных персонажей и попытки стать «хорошими» отрицательных героев.

В старшем дошкольном возрасте стоит отдать предпочтение волшебным сказкам, а также познакомить ребенка с литературными авторскими сказками. Незнайка и Буратино, Черная курица и Гарри Поттер – сделайте набор этих персонажей максимально разнообразным.

Сказка для ребёнка – это реальность мира чувств, раздвигающая рамки обычной жизни, позволяющая на доступном для детей уровне познать сложнейшие явления, это символический банк жизненных ситуаций.

 

Список литературы:

1. Комарова Е. Влияние авторской сказки на формирование характера и мировоззрения // Педагогика и психология. №5. 2004.

2. Соколов Д. Путешествие в страну сказок. – М., 2001

3. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-rol-skazki-v-zhizni-rebenka.html