Подготовка руки к письму

В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Письмо -это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства.

Помните, что детям от трёх лет упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту.Более старшим детям задания можно усложнить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин глину.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Сжимать и разжимать кулачки.

- Двумя пальцами руки ходить по столу, сначала медленно, затем быстрее.

-Махать в воздухе только пальцами.

-Хлопать в ладоши тихо и громко.

-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусы, на нитку.

-Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

-Складывание матрёшек.

-Игра с вкладышами.

-Рисовать, раскрашивать, штриховать.

-Резать ножницами.

К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетения из бумаги и ткани. Ребёнку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец её приклеивается.

Готовые бусы нанизывают на нитку.

Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Для изготовления бус можно использовать обложки журналов , обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.

Всё – это доставляет им удовольствие.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезание ножницами, различных фигурок из открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции- аппликации, что доставляет им большую радость.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети,  повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими  движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок,  при помощи пальцев.

Многие игры требуют  участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться

в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», и т.д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей.

Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Дети младшего возраста хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.

Более старшим детям можно предложить оформить игры разным реквизитом- мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками, и т.д….

Удачи Вам!!!