Что рассказать детям о зиме
Познакомьте ребенка с пословицами и поговорками о зиме, расскажите народные приметы.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
В зимний холод всякий молод.
Зима снежная — лето дождливое.
Зимою вьюга — летом ненастье.
Зима без снега — лето без хлеба.
Снег на полях — хлеб в закромах.
Много инея зимою — к урожаю.
Год декабрем кончается, зима начинается.
В декабре солнце на лето, зима на мороз.
В декабре мороз нарастает, зато день прибавляет.
Декабрь — месяц больших волчьих стай.
Январь — всему году запевка.
Январь — году начало, зиме середка.
Январь подкладывает дров в печку.
Дрова горят с треском — к морозу.
Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.
Февраль — месяц лютый: спрашивает , как обутый.
Вьюги, метели под февраль полетели.
В феврале много инея на деревьях — будет много меда.
Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.
У февраля два друга – метель и вьюга.
Поговорите о зимних изменениях в природе.
Первого декабря начинается календарная зима. Но к началу декабря не всегда земля покрыта снегом, а водоемы льдом.
Когда выпадет снег и лужи подернутся льдом можно заняться изучением свойств снега и льда. Снег мягкий, рыхлый, пушистый,белый, а лед твердый и бесцветный. Снег и лед тают в теплом помещении.
Расскажите ребенку о том, что зимовать к нам уже прилетели снегири и свиристели. Понаблюдайте за этими птицами в парке. Сделайте для птиц кормушки, покормите вместе с ребенком птиц.
В январе зима вступает в свои права. На земле лежит снег, реки и озера покрыты льдом, трещат морозы. В ясные дни мохнатый иней серебрится на ветвях деревьев.
Февраль — это последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. Часто метели бушуют в феврале сутками. Во время прогулок обратите внимание ребенка на высокие сугробы, снежные заносы вдоль дорог.
В феврале удлиняется продолжительность светового дня. Уже закончились самые длинные зимние ночи.
В солнечные дни в феврале начинают весело чирикать воробьи и звенеть синицы. В солнечный день понаблюдайте вместе с ребенком за птицами.
Расскажите ребенку о жизни диких зверей в лесу. К концу зимы у всех зверей заканчиваются запасы в кладовках, и их необходимо подкармливать. Можно угостить лесных белочек орешками.
Поиграйте с ребенком в словесные игры на улице.
Задача: подобрать как можно больше определений к словам.
1. Какой снег?
- белый, пушистый, искристый, серебристый, хрустящий.
2. Какой сугроб?
- большой, белый, пухлый, мягкий.
3. Какой лед?
- голубой, гладкий, скользкий, холодный.
4. Какая зима?
- холодная, морозная, снежная.
Покормите обязательно зимой птиц!
Выходя на прогулку, захватите с собой немного белого хлеба или горсточку пшена и семечек. Насыпьте корм в кормушки. Покормите уток на пруду в парке.
Познакомьте ребенка со стихотворением «Пичуги»
Веселые пичужки
Кричат, поют друг дружке:
-Не долго холодать,
Весна придет опять!
Эй, Дедушка Мороз,
Давно повесил нос!
Пора тебе сбирайся,
В дорогу отправляйся.
В долины ледяные,
Туда, где вьюги злые;
Нам без тебя милей,
Сытнее и теплей!...
Веселые пичужки
Трещат, как побрякушки:
Пускай зима уйдет
И холод уведет!
Загадайте ребенку загадки о лесных жителях.
Родились зимой в берлоге,
Подрастали по немного.
В шубках темных и мохнатых
Как зовут их?.. (медвежата)
В серой шубке ходит летом.
В белую зимой одет он.
Вот петляет по лужайке.
Догадались? Это...(зайка)
Как в лесу осеннем тихо!
Попастись идет лосиха.
А за нее меж сосенок
Скачет маленький...(лосенок)
В логове они живут,
Волка папою зовут.
Так похожи на щенков!
Нет пока у них клыков...(волчата)
Прочитайте ребенку стихотворения о зимней природе
Первый снег был щедрым очень,
Только сил не рассчитал.
В город к нам пришел он ночью,
А к утру уснул, устал.
Все деревья в парке старом
Охраняли первый сон.
И, казалось, что недаром
Выбрал это место он.
Даже ветер не решился
Здесь нарушить тишину,
Пригляделся, покружился
И умчался в вышину.
Надежда Воронова
На окне, серебрянном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах — небо ярко-синее
И застреха снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
(И. Бунин.)